Детский театр - заповедник души

15 мая 2007

ushakov.jpg498Если многие нынешние артисты, подобно сказочному Крысолову, увлекают своей игрой незрелые юные души в пучины попсы и порока, то заслуженный артист России Алексей Алексеевич Ушаков за модой не гонится, а с подвижническим упорством, изо дня в день продолжает отстаивать добрые принципы русского театра.

Ветеран Красноярского ТЮЗа, он со дня его основания, с 1964 года, работает на любимой сцене. Ученик знаменитого Товстоногова, верный последователь ленинградской актёрской школы, он за сорок с лишним лет сыграл в родном театре более ста ролей - хороших и разных, комических, драматических и трагедийных. И сегодня зрители могут увидеть его в спектаклях "Этот сумасшедший дом", "Поллианна", "Нежное сердце", "Тойбеле и её демон". Так что своё 75-летие Ушаков встречает в расцвете творческих сил, полный планов и новых замыслов. А как же всё начиналось?

ЭЛЕГИЯ В СТИЛЕ РЕТРО

Самые светлые и радостные воспоминания связаны с послевоенной питерской юностью, когда слесарь-монтажник Алексей Ушаков в 1947 году поступил в театральную студию, которой руководил тогда ещё молодой, но уже гениальный Георгий Товстоногов. Студия располагалась в ДК имени Кирова на Васильевском острове.

- Мне в жизни вообще везло на встречи, - вспоминает Алексей Алексеевич. - Общался с такими мастерами, как Светлов, Берггольц, Эренбург... Помню пьесу Светлова про целину, там целинники пели такую частушку: "Чудеса, чудеса - появилась колбаса!" Актуальная по тем временам песня... А Товстоногова первый раз встретил, когда он меня принимал в студию. Он был необыкновенно обаятельный человек, нежный к нам, понимал, что мы ещё дети, недавние блокадники. Я был парень лихой, больше любил футбол и греблю, чем театр, и в студию, можно сказать, пошёл случайно. Спел им песню "Артиллеристы, Сталин дал приказ!", потом прочёл басню Михалкова "Птичий двор" - и меня приняли. Сразу дали роль в "Свадьбе с приданым", я там сыграл внука деда Авдея. Это был мой дебют у Товстоногова! Спектакль прошёл очень хорошо, впрочем, у него все спектакли проходили с успехом.

А каким ярким артистом и педагогом был Евгений Лебедев! Помню, в Ленинградском театре Ленинского комсомола в 1948 году он днём играл в детской сказке Бабу Ягу, а вечером в спектакле "Грозовой год" - самого Сталина! На занятиях с нами он боялся показывать, как играть, чтобы не подражали, не обезьянничали. Говорил, сами играйте, пробуйте. А ещё любил повторять: "Творить надо с холодным носом. Пусть горячие сидят в зале. Главное - покой и проникновение". Он впервые научил меня понимать, что действительность начинается тогда, когда открывается подсознание.

ТЮЗ БЫЛ РОЖДЁН ЛЮБОВЬЮ

Красноярский театр юного зрителя был организован в 1964 году выпускниками Ленинградского института музыки и кино - целым десантом ярких талантов, нагрянувших с берегов Невы на берега Енисея. Алексея Ушакова позвал поехать в Сибирь его друг, молодой режиссёр Геннадий Опорков. Так он стал одним из основателей этого легендарного театра, с которым связал всю свою последующую жизнь.

- Геннадий Опорков был и моим сотоварищем (вместе футбол гоняли!), и моим же наставником и учителем. В Красноярском ТЮЗе он начал с постановки "Старшей сестры" Александра Володина, я там играл дядю Ухова. Как режиссёр он отличался смелостью, доходящей до наглости, не шёл ни на какие уступки. Он и уехал-то из Красноярска потому, что ему надоело бороться с дураками. И в быту был смелым, однажды вступился за женщину, чужую жену, и набил морду обидчику. Наш театр был рождён любовью к искусству, рождён тем "глотком свободы", который дала нам хрущёвская "оттепель". Мы не врали, мы искренне верили в правоту новых молодых героев. На этом строились наши спектакли "Продолжение легенды" (по Анатолию Кузнецову), "Океан" Штейна, "Жаворонок" Ануя и многие другие.

Вслед за постановками Опоркова вскоре последовал волшебный фейерверк спектаклей Юрия Мочалова: "Фрол Скабеев", "Троил и Крессида", "Республика на колёсах". А потом пришли Кама Гинкас и Генриетта Яновская - и выдали свою программу: "Сотворившая чудо", "451 по Фаренгейту", "Гамлет"... Каждый из этих спектаклей становился событием, о каждом писала не только местная, но и центральная пресса, и гастроли театра в Москве и Питере в те годы проходили с шумным успехом. Сегодня я вспоминаю о своих ролях в тех спектаклях, как о лучшей поре жизни.

КАК ВОЗРОДИТЬ ТЮЗ?

ushakov_1.jpg480Говоря о сегодняшней ситуации в родном театре, Алексей Ушаков ревностно возражает против чрезмерной и не оправданной, на его взгляд, критики. Стоило мне пожурить репертуарную политику нынешнего руководства театра и заикнуться о "кризисе ТЮЗа", как он тут же парировал: "А кто сегодня не в кризисе? Разве пушкинский театр не в кризисе? А другие наши театры?" И мне трудно было ему возразить.

- Почему раньше у нас всё получалось? - размышляет вслух Алексей Алексеевич. - Потому что мы, не боясь, вступали в борьбу со злом. Сейчас наше мировоззрение сбито с толку. Многое изменилось - критерии, нормы, моральные векторы. Прежнее сознание встретилось с новым сознанием, а что делать художнику? Как заполнить зрительный зал? Раньше было легче, потому что тогдашняя публика была единомышленной с нами, с актёрами. Тряпки мы презирали, нам дай искусством позаниматься. У нас был такой же энтузиазм, как у многих зрителей. Сейчас ничего этого нет. Трудно вычислить, что им нужно... Нужна правда жизни, надо искать в человеке человеческое.

- Что же делать театру в современных условиях? Как привлечь к себе зрителей?

- Слухи о смерти ТЮЗа преувеличены. О театре спорят - значит, он жив. И сегодня у нас есть хорошие спектакли, например, "Этот сумасшедший дом" или "Тойбеле и её демон" (где я играю Ребе), правда, публика плохо идёт... Отвлекает телевидение, видео, дискотеки. Впрочем, не это главная беда. ТЮЗ спасётся сам, а вот детей спасать надо. Ведь впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь. Давно назрела необходимость принятия государственной программы, поддерживающей детские театры и организации, занимающиеся детьми. Моё мнение - надо красной чертой отделить детство от мира взрослых. Театр должен стать заповедной зоной, отделённой от жестокого, лживого и корыстного мира взрослых. В Красноярске должен быть создан детский центр, где дети могли бы не только смотреть спектакли, но и изучать историю культуры, историю религий мира, учиться терпимости и взаимопониманию. И не надо превращать ТЮЗ в молодёжный театр, лучше пусть он будет только детским. Не надо мешать холодное с горячим.

И НАПОСЛЕДОК

Можно лишь позавидовать активной жизненной позиции артиста. Продолжая играть в спектаклях родного театра, он много сил и времени отдаёт работе с детьми, старшеклассниками и молодёжью. Совсем недавно вёл серию телевизионных передач, часто принимает участие в различных просветительских мероприятиях. Пишет книгу воспоминаний. Активно занимается созданием музея ТЮЗа, планирует организовать при нём творческую лабораторию ("этакий мини-театрик"), где можно было бы смело экспериментировать, открывать в себе "невозможные возможности", не боясь провалов.

Что ж, удачи вам, дорогой Алексей Алексеевич, во всех ваших добрых делах и начинаниях.

Эдуард РУСАКОВ
НА СНИМКАХ: Заслуженный артист России Алексей Алексеевич Ушаков. Сцена из спектакля "Тойбеле и её демон".
Фото Валерия БОДРЯШКИНА
"Красноярский рабочий", 15 мая 2007 г.