Отключить

Купить билеты

Пресса

Четверть века с родным театром

14 февраля 2004

Волшебник звука

Евгений ТроегубовГерой одного из рассказов Михаила Зощенко, работавший театральным электриком, утверждал на полном серьезе, что он - главное лицо в театре. Ну, насчет электрика не берусь судить, а вот должность заведующего музыкальной частью и впрямь одна из самых главных в современном театре, где придается огромное значение звуковому оформлению каждого спектакля. Вспомните, как часто, уходя домой из театра, вы напеваете про себя запомнившуюся мелодию из понравившегося спектакля...

Более 25 лет назад связал свою творческую судьбу с Красноярским театром юного зрителя Евгений Петрович Троегубов, отметивший недавно свое 60-летие. За четверть века он создал музыкальное и звуковое пространство множества спектаклей. Пригодился театру и его талант композитора - им была написана музыка к спектаклям "Три толстяка", "Терем-теремок", "Черная курица".

Встретившись с Евгением Петровичем незадолго до юбилея, я попросил его рассказать о себе, о своей многолетней работе в ТЮЗе, единственном молодежном театре края, который осенью этого года будет праздновать свое 40-летие.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

- К театру меня тянуло с детства не случайно, - вспоминает Евгений Троегубов. - Ведь мой папа был профессиональным актером, а позднее он работал директором клуба при судостроительном заводе. Я окончил музыкальную школу по классу баяна, а после окончания 10-го класса пытался поступить в школу-студию МХАТ, получил "отлично" за экзамен по мастерству, но меня подвели слабые голосовые связки. А когда я уже учился на истфаке пединститута, то поступил в театральную студию при театре драмы имени Пушкина, проходил один семестр, потом - армия. Там я играл в ансамбле на баяне и на ударных. Потом в течение двенадцати лет работал в театре эстрады и миниатюр "Фиалка".

- А как и когда судьба свела вас с ТЮЗом?

- Знакомство с этим театром произошло в 1964 году, когда в Красноярск только что приехала первая группа ребят из Питера - это были режиссер Геннадий Опорков, актеры Алексей Ушаков, Лариса Малеванная и другие. А более тесные, дружеские контакты с этим театром начались в 1967-м, тогда я перезнакомился со всеми тюзовцами. Позднее, в начале 70-х годов, когда главным режиссером был Александр Иосифович Попов, я работал по договору его помощником по музыкальной части. Ну, а с 1978 года и до сих пор работаю в штате.

- Какие из ранних спектаклей вам особенно запомнились?

- Первый их спектакль я смотрел в 1966 году, сразу после армии - "Про нас", поставленный режиссером Юрием Мочаловым. Это рассказ про строителей железной дороги Абакан-Тайшет, там еще звучала песня Александра Шемрякова, где были такие слова: "Три имени, как будто три салюта - Кошурников, Стофато, Журавлев!" Один из самых моих любимых спектаклей 60-х годов - "Три мушкетера" (режиссер Погребничко), там Юра Щуко играл Рошфора. Еще мне безумно нравился спектакль "Сильнее любви" (по повести Бориса Лавренева "Сорок первый") с Ларисой Малеванной в главной роли. К ней уже тогда относились как к примадонне, хотя сама Малеванная была простая, доброжелательная, скромная.

- А что можете сказать о Николае Олялине?

- Он приехал попозже, после съемок в фильме "Дни лётные", где играл роль летчика. Но "звездной болезнью" не страдал, хотя и пользовался с самого начала популярностью - он по характеру был рубаха-парень, выпивоха, последнюю копейку мог отдать. Помню Юру Затравкина, который играл роль Хлестакова в "Ревизоре", Стаса Илюхина - прекрасный был актер, потом он уехал в Норильск, а в ТЮЗе играл в спектакле "Мужчина 17 лет". Колоритным актером был Валерий Петров-Савич, в качестве режиссера он поставил "Прощание в июне" Александра Вампилова.

- Вам приходилось встречаться с самим Вампиловым?

- Нет, к сожалению. Но я хорошо помню и этот спектакль, и другой - "Предместье", поставленный Юрием Мочаловым. Кстати, с "Предместьем" связана одна забавная история. Когда комиссия пришла принимать спектакль, то он показался "патриархальным", и от режиссера потребовали: "Надо осовременить!" И Мочалов "осовременил" - ввел звук пролетающего реактивного самолета!.. Вообще тогда в ТЮЗе было много интересных людей. Часто вспоминаю нашего завлита Николая Нечаева, с которым мы в ту пору дружили. Помню, как он мне жаловался, с каким трудом ему удалось пробить через цензуру пьесу "Кража" по повести Астафьева. А спустя много лет мне довелось работать вместе с самим Виктором Петровичем над спектаклем "Звездопад" по его повести.

РЕЖИССЕРЫ - ХОРОШИЕ И РАЗНЫЕ

- Начинал я работать с Александром Поповым - это был деспот, человек властный, не терпящий возражений. Любимой его фразой было: "Сниму с роли!" Потом был очень милый, добрый режиссер Артур Степаньянц. Очень въедливым, но и очень талантливым был Юра Копылов, он был во всем неординарен, любил "сюровые" повороты. Своей интеллигентностью запомнился Виктор Бусоренко - он первым стал ко всем обращаться на "вы" и по имени-отчеству. Из-за этой своей интеллигентности он и пострадал, сами же актеры его и сожрали... и ему пришлось уйти из театра.

А вообще режиссеру, конечно, жесткость нужна. Вот Юрий Мочалов - какой был мягкий, но всегда стоял на своем. С ним я работал на спектаклях "Глоток свободы", "Ябеда", "Фрол Скабеев", "Троил и Крессида", "Пассажирка". Когда делали "Республику на колесах", долго не могли найти подходящую музыку. Что я ни предложу, он: "Не то! Не то!" А потом сам после отпуска привез из Одессы "блатную" музыку - "Вот что нам надо!" Очень требовательный был, любил, чтобы все были рядом, под рукой.

Запомнились прекрасные спектакли Александра Каневского - "Сирано де Бержерак" с Юрием Щербаченко в заглавной роли, "Не грусти, Шишок!". У нас с ним были очень хорошие отношения, мы дружили семьями. В ТЮЗе работало много талантливых режиссеров - Кама Гинкас, его жена Генриетта Яновская (особенно запомнился ее спектакль "Сотворившая чудо" с Жанной Хрулевой в главной роли). Для меня работа с ними была отличной школой.

- Вам вообще повезло - вы работали в ТЮЗе в ту пору, когда это был театр-легенда...

- Да, в те годы Красноярский ТЮЗ славился на всю страну. Наши гастроли в Москве и Питере проходили с большим успехом, о нас писали хвалебные рецензии в центральной прессе. Были, конечно, и строгие критики, например Цецилия Кон, но и она любила наш театр. А с гастролями мы объехали весь Союз - от Сахалина до Бреста и от Питера до Фрунзе. Правда, я не на все гастроли ездил, я был привязан к ДК имени Маяковского, где руководил эстрадным оркестром. Память о том, легендарном ТЮЗе жива до сих пор. Уже в 90-е годы мы с Мочаловым ездили в Псков, на Пушкинский фестиваль, с "Русланом и Людмилой", и там местные театралы, оказывается, помнили давние наши гастроли, все допытывались: "Как вы там?.."

- Как оцениваете вы свою роль в театре?

- Мне судить трудно... Приведу лишь один пример. Как-то ставили "Чонкина", вся аппаратура стояла на балконе, и вот во время антракта кто-то украл бобину с фонограммой второго акта - это был кошмар! Хорошо, что нашелся тут же второй экземпляр пленки, а то спектакль был бы сорван... В театре все важно - и видеоряд, и звукоряд. И все же главный человек в театре - это актер. Я своим молодым говорю: ребята, не надо выпендриваться, все мы работаем на актера. Все мы - кусочки его облика.

ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА

Вместе с Евгением Троегубовым в театре работают его жена и дочь, обе актрисы. Галина Анатольевна в ТЮЗе вот уже более 25 лет, Юлия - третий год, после окончания Красноярской академии музыки и театра. Тут же и сын Дмитрий, профессиональный музыкант и композитор, заведует в ТЮЗе радиоцехом. Жена Дмитрия, Марина Баланюк - актриса ТЮЗа. Вот такая семейственность, такой вот "семейный подряд"...

- Есть еще внучка Аня и внук Антон, - добавляет с улыбкой Евгений Петрович. - Не дай Бог, если и они захотят стать артистами... Очень уж это профессия нервная и неприбыльная. Кстати, с Дмитрием нам приходилось вместе играть "живьем" как музыкантам - в "Женитьбе" и в "Свахе", он на ударных, а я на аккордеоне и фортепиано.

- Не было желания осуществить какой-нибудь семейный проект?

- Один раз уже пробовали - "Шоу-коктейль", для концертных выступлений. В этом шоу вся наша семья принимала участие.

- Что ж, желаю вам показать этот семейный "Шоу-коктейль" и на сцене родного ТЮЗа - в дни, когда театр будет праздновать свое 40-летие.

Эдуард РУСАКОВ
Фото Валерия БОДРЯШКИНА
"Красноярский рабочий", 14 февраля 2004 г.

 
Фасад театра юного зрителя в Красноярске

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
Красноярск, ул. Вавилова, 25, 660025

Телефон касс: +7 (391) 213-10-32, 213-14-65

КАССА РАБОТАЕТ
ежедневно с 10.00 до 20.00
Обед: 12.30-13.00, 15.30-16.00

© 2012 — 2019 Краевое государственное автономное учреждение культуры «Красноярский театр юного зрителя»

Создание ПО сайта: Vaviloff&Quindt
Логотип: Проектно-маркетинговая группа «+1»

 

 

Результаты НОК