«Арлекин» учит летать

12 мая 2016

Завершился XIII всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин». В его как обычно насыщенной программе в этом году было шесть конкурсных и десять внеконкурсных спектаклей. 7.jpg764

 Сцена из спектакля «Алиsа». ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Часть из них (как, например, «Русалочку» екатеринбургского ТЮЗа) приходилось демонстрировать на видео – эти постановки настолько плотно встроены в интерьеры своих театров, что вынуть их оттуда без потерь невозможно. И тем не менее их участие в программе важно: «Арлекин», будучи детской «Золотой маской», помимо прочих выполняет WSи функцию профессионального отбора российских спектаклей для детей, устанавливая общезначимые художественные приоритеты.

Если прошлогодний фестиваль порадовал простодушными спектаклями бэби-театра, предназначенными для самых маленьких зрителей, наблюдение за которыми во время представления становится отдельным бонусом для взрослой публики, то в этом году на «Арлекине» много пели. Пели в операх, мюзиклах, видеоперформансах и даже квестах, в крайнем случае – танцевали в балетных пасторалях и где придется.

Открылся фестиваль в театре «Зазеркалье» «Ноевым ковчегом» – детской оперой Бенджамина Бриттена по Честерскому мираклю XVI века в постановке Александра Петрова. Оперное искусство (а вместе с ним и принципы театрального устройства в целом) юные зрители имели возможность постигать во время «Путешествия в Страну джамблей» Петра Поспелова (режиссер Мария Литвинова поставила эту «оперу-квест» в Пермском театре оперы и балета, а на «Арлекине» ее показывали на видео). Вслед за героями стихов Эдварда Лира запели и гоголевские персонажи – театр «Зазеркалье» представил свой спектакль «От Петербурга до Миргорода» (по операм Ильи Кузнецова «Шинель» и Геннадия Банщикова «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).

Музыкальным оказался и победитель – главного «Арлекина» в этом году получил спектакль «Странствия Нильса» Театра имени Ленсовета, мюзикл Александра Шаврина и Максима Леонидова по сказке Сельмы Лагерлеф в постановке Марии Романовой. К этому популярному в Петербурге спектаклю с самого начала предъявлялись претензии по части драматургии, ритмических провалов и некоторой невнятности и бессвязности музыкальных номеров. Однако многое искупалось молодой энергией, занятными костюмами и впечатляющими декорациями Эмиля Капелюша, организовавшего стае гусей ночной полет на подручных конструкциях.

Умение летать приветствовалось и в другом известном в городе детском спектакле – Небольшой драматический театр, специализирующийся, как известно, на классике, серьезных темах и страстях такого накала, что не всякий взрослый выдержит, удивил всех, поставив «Волшебника страны Оз», получившегося у режиссеров Кирилла Семина и Евгения Карпова исключительно занятным и простодушно-рукотворным. В этом спектакле есть обаяние домашнего театра, созданного родителями для своих детей и их непоседливых друзей. «Волшебник» получил спецпремию дирекции фестиваля за актерский ансамбль, но главным «летчиком» оказалась фантастическая Хельга Филиппова, сыгравшая Летучую обезьяну, самого героически-непобедимого, нелепого и безумно-вдохновенного ветерана всех волшебных войн. Если бывает в искусстве трагический гротеск – то это как раз он.

На нынешнем зрелищном, музыкальном, певучем и живописном «Арлекине» особенно стало заметно то, как сдает свои позиции повествовательный театр – тот, что рассказывает истории. Спектакли все охотнее превращаются в некую последовательность более или менее эффектных номеров, и хорошо, когда эта последовательность – связная. Потому что бывает и по-другому. Но, вероятно, именно в детском театре, для зрителя, который любит послушать «про интересное» и еще не отвык от сказок перед сном, хорошая история и доверительный разговор продержатся дольше, чем во взрослом. Поговорить со своей публикой о серьезных вещах на «Арлекине» старались в спектакле «Колино сочинение» Яны Туминой по мотивам книги Сергея Голышева «Мой сын – даун». Особенный Колин мир был воплощен в поэтических образах кукольного театра.

Еще одним любопытным спектаклем «Арлекина» с нестандартной литературной основой оказались «Пуськи бятые», поставленные Антоном Оконешниковым на Новой сцене Александринского театра. В этой работе по знаменитым «лингвистическим» сказкам Людмилы Петрушевской зрители должны были задействовать собственное воображение, чтобы ощутить прелесть приключений «калуши с ее калушатами». «Пуськи бятые» получили приз Ассоциации театральных критиков – не иначе как за особую «кузявость».

Но главным событием фестиваля, конечно, стал показ спектакля красноярского ТЮЗа «Алиsа», поставленный режиссером-художником Даниилом Ахмедовым по мотивам сказки Льюиса Кэрролла. В «Алиse», заявленной как опыт «визуального театра», практически не было слов, и настоящее удовольствие тут могли получить либо те зрители, которые уже читали книжку (будем надеяться, что в зале их было немало), либо те, для кого эффектные яркие видения и вовсе могут быть не связаны ни с какой конкретной историей (из них, собственно, и рекрутирует публику актуальный театр).

Эффектов и в самом деле было немало: красота сценической «картинки» и феерические костюмы исключительно радовали глаз. Героиня (ее играли одновременно несколько актрис, включая маленькую девочку) росла и уменьшалась благодаря волшебным свойствам видеопроекции и театра теней, неоднократно переживала «раздвоение» личности и пыталась догнать самое себя в путанице многочисленных одинаковых дверей (в лучшем номере спектакля творчески переосмыслена знаменитая мизансцена мейерхольдовского «Ревизора»). Белые кролики, изысканные карты и домино без устали устраивали танцы, Труляля и Траляля играли с публикой в мячик и, обаятельно пища на клоунском «асисяйском» языке, показывали старые студенческие этюды. Синяя Гусеница танцевала восточный танец на сцене и превращалась в бабочку на экране, пластмассовые тарелки и чашки во время сумасшедшего чаепития эффектным фонтаном били в воздух, Чеширского кота собирали по частям из белых блоков – и его знаменитая улыбка в самом деле норовила соскользнуть с кошачьей физиономии, мерцая в лучах видеопроекции. А Алиса, которой суждено было упасть в кроличью нору, на самом деле парила над сценой и вдоль нее, лихо пролетая над партером с помощью невидимого (почти совсем-совсем никому) крана и системы тросов.

Этот спектакль, получивший недавно спецпремию жюри «Золотой маски» с формулировкой «за яркий образец спектакля-феерии», целиком оправдал свою репутацию. Если бы трюки, намекающие на свое цирковое происхождение, были чуть сложнее, а хореография – несколько искуснее, то красноярская «Алиsa» вполне могла бы поспорить с представлениями цирка «Дю Солей». Но, в конце концов, Роман Феодори и Даниил Ахмедов еще только учатся летать. Зато они уже точно знают, с какой стороны гриба надо откусывать.

Лилия Шитенбург, "Санкт-Петербургские ведомости", 10.05.2016