Шарлатанство и деконструкция
24 ноября 2015
В Красноярске состоялся концерт авангардных швейцарских музыкантов.
Вчера в театре прошел необычный концерт. На малой сцене ТЮЗа выступил швейцарский дуэт Diatribes.
Музыкантов представил джазовый куратор и наш театральный педагог Борис Бородушкин. Концерт состоял из двух треков и походил на звуковой перформанс. Все 50 минут публика завороженно следила за действиями музыкантов, напоминавшими скорее шаманский обряд или магический ритуал. Сирил Бонди (перкуссия) осторожно «подключался» к банке с гречкой, передвигал коробочки и стеклянные стопки, «поглаживал» барабанную тарелку, подыгрывал на гармонике и извлекал много разных звуков из совсем не музыкальных предметов. В камерной обстановке музыка этого странного «оркестра» походила на саундтрек к мистическому фильму.
Борис Бородушкин: «Концерт по-швейцарски сдержан и концептуален, по-сибирски, наверное, маловат, потому что, ну не каждый же день в Красноярске авангардный концерт с двадцатиминутными пьесами по типу разобранного конструктора, где объекты вместо инструментов и настольные лампы вместо сценического света. Эх, может, ещё немного, для голодных слушателей. Спасибо ТЮЗу за камерный приём на Малой сцене, спасибо швейцарскому совету по культуре «Про Гельвеция», без них по признанию самих музыкантов не было бы жизни для такой странной музыки. Спасибо Такмаку за снежный приём».
Радует, что публика оказалась подготовленной. Среди зрителей было много музыкантов и меломанов. Неравнодушных не осталось — после выступления все сгрудились над «волшебными» столами, пытаясь понять, как это работает.
Своими впечатлениями поделились зрители.
Александр Верхушкин, музыкант: «Мне понравилось. Психоакустика фантастическая. Я слушал их до этого в записи — не совсем въезжал. Послушал вживую и понял, что они за музыку вообще играют. Слышал мнение Василенко, что первое отделение — это шарлатанство, не согласен. Думаю, тут важен контекст, а Борис этот контекст перед концертом вполне ясно очертил».
Павел Шестаков, меломан: «Идеально подобрано место. Тяжёлые чёрные шторы, уходящие в темноту, и между ними островок света — это было лучшее для той атмосферы, которую рождает музыка дуэта. Эта фольга в дрожащих динамиках, или жужжащий мини-вентилятор, палочка, поддёргивающая туго натянутые пружинки — превращаются в песню природных стихий, в шум ветра, в шелест листьев на тяжёлых скрипящих ветках чёрного леса. Лёгкое галлюциногенное влияние, притом без всякого ущерба для здоровья — то, что доктор прописал :)»
Фото: Виктор Олейник, Антон Пищур